Обычная версия
a a a
Картинки
выкл
вкл
Настройки
Настройка шрифта
шрифт:
Интервал:
Выбор цветовой схемы
Черным по белому
Белым по черному
Черным по синему
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Опека и попечительство Благоустройство Газета «Пулковский меридиан»   Московский район  
Общие сведения

Наши контакты
E-mail
info@mo47.spb.ru

Телефон
373-65-66
371-92-57

Адрес
196070, Санкт-Петербург,
ул. Победы, д. 8

Интересный разговор

Московский район

Полезная информация

Великая Отечественная война

Статьи акад. Ю. И. Колосова, посвященные Великой Отечественной войне
      22 июня

      Эта дата занимает особое место в истории нашего государства. Великая Отечественная война явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил советского народа. На защиту отчизны встали представители всех наций и народностей, населяющих СССР. Их национальные и религиозные различия не стали препятствием к единению. Мы самоотверженно защищали наш общий дом, свою Родину от нашествия фашистской Германии и ее союзников. Разгромив агрессора, мы выполнили также нелегкую, но благородную миссию освобождения Европы от фашистского порабощения. 4-летняя битва на советско-германском фронте по своим масштабам и стратегическому значению стала главной составной частью Второй Мировой войны, так как основная тяжесть борьбы выпала на долю нашей страны. Только безвозвратные потери вооруженных сил СССР (убитых, умерших от ран и болезней, не вернувшихся из плена) составили 8 668 400 человек. 74 % из них – в возрасте до 35 лет. В годы войны союзники по антигитлеровской коалиции пошли на компромиссы, не скрывая своих политических расхождений. Великобритания боролась за удержание империи, а США стремились выйти на роль лидера в момент установления мира. Тем не менее, союзники сумели выработать модус вивенди и добились определенного равновесия, которое вопреки мифам сегодняшнего дня, удержало мир в относительной стабильности более полувека. Заложенные в Ялте и закрепленные в Потсдаме решения о будущем Европы и мира создали надежную архитектуру, построенную на балансе влияния ведущих мировых держав. Побудительным мотивом к этому шагу был не только факт нового соотношения сил и военные рубежи, на которые вышли партнеры, но и осознанная необходимость согласия перед лицом глобального вызова. Тогда это был гитлеровский проект и накопленная им мощь, подчинившая Европу, но разбившаяся о твердость единого советского государства.
      Однако мир сегодня снова стоит перед очередным глобальным вызовом. Он иной, но не менее драматичный, а главное – трудно предотвратимый. Общество на Западе и на Востоке не замечает амбиций американского проекта, возвещающего мировую либеральную революцию и приведение мира к единому образцу.
      Известный историк А. Тойнби в своей книге «Византийское наследие России. Цивилизация перед лицом истории» пишет: «Западная цивилизация имеет своей целью не больше и не меньше, как включение всего человечества в единое общество и контроль над всем, что есть на земле, в воздухе и на воде… То, что Запад сейчас совершает с исламом, он одновременно делает и со всеми существующими ныне цивилизациями – православно-христианским миром, индуистским и дальневосточным… Таким образом, современное столкновение глубже и интенсивнее, нежели любое из прежних».
      Именно поэтому американцы занялись разрушением атмосферы Ялты, каждый пункт и едва ли не каждая фраза которой наполняется новым смыслом. Он обогащен драматическим опытом последних десятилетий, крушением ялтинской системы, Восточного блока, структуры европейской безопасности и, наконец, СССР.
      На ХШ Всемирном социологическом конгрессе в Германии американскими учеными и политиками широко обосновывалась попытка глобализации, а фактически «приватизация будущего». Поражение Советского Союза в «холодной войне», приведшее его к распаду, нарушило баланс сил двух мировых систем, определявших развитие на протяжении почти всего века, породило эйфорию победы без применения силы. Следствием стала трудно контролируемая самодостаточность западного мира, пренебрежение к международным институтам и нормам. Доктрина глобализации утверждает, что западный мир во главе с США, его ценности, рыночная экономика и построенная на их основе мировая политическая система – это наивысшее развитие цивилизации. Остальные страны, население которых не попало в «золотой миллиард», так или иначе, рано или поздно в рамках процесса глобализации будут «догоняющими». Те культуры и цивилизации, которые по собственной воле или по нежеланию Запада останутся «за бортом» процесса глобализации, будут деградировать и погибать. Не все должны дойти и дотянуться до высот потребительской цивилизации современного западного общества. Ресурсы планеты ограничены, и выжить суждено не всем. США и их западные коллеги проповедуют политику консервации баланса богатых и бедных стран. Последним предлагается отказаться от ценностей материального благополучия и потребления.
      Чем сложнее действительность, тем больше спрос на схемы. Первой жертвой становится правда. Американские историки утверждают, что Россия потерпела сокрушительное поражение в «холодной войне», эквивалентное поражению Германии во Второй мировой войне, и теперь «на самом деле не имеет никакого значения» в мире и «не стоит того, чтобы о ней беспокоиться» (Вильям Одон, Ричард Перл). Россия может быть «кандидатом» в сообщество цивилизованных государств только при «Великом отказе», отказе от старых границ, старой культуры, своей истории и традиций, своей духовности.
      Известный финский политолог Йохан Бекман, выступая недавно на международной конференции, сказал, что «фальсификация истории является направленным против России и россиян спланированным политическим движением, главной целью которого является война. На практике фальсификация истории уже означает войну, чаще всего подготовку к войне. Манипулирование массовым сознанием с целью распространения враждебного отношения к России и русским – такова суть фальсификации истории».
      В сложной социальной ситуации, сложившейся в России к началу нового тысячелетия, когда под предлогом внедрения в сознание молодежи так называемых «общечеловеческих ценностей» происходит разрушение различных замкнутых социальных систем, норм регулирования социальных отношений, происходит переоценка нравственно-этических ценностей и смысла жизни, определенные общественные группы спешат разработать идеологию новой жизни, которая обосновывала бы признание в России буржуазного права, деление общества на богатых и бедных как естественную историческую закономерность.
      Культура переживает тотальную победу рантье над художником, победу буржуазного вкуса над вкусом артиста. Победа вкуса «новых русских» – это гибель многих музеев, библиотек, упадок театрального искусства. Скоро новое поколение вообще не будет знакомо с классикой.
      Как вынужден был признать Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «в 90-е годы мы перешли эпоху развенчания прошлого и здорово в этом преуспели. В какой-то момент оказалось, что нам нечего любить и нечем гордиться и вообще не очень понятно, для чего жить в этой стране. Ни одно общество не может существовать в такой ситуации долго».
      Настало время оглядеться. Наша задача – духовное возрождение России. А это невозможно без бережного уважительного отношения к прошлому народа, его памяти и традициям, которые особенно проявили свою жизненную силу в критической ситуации Великой Отечественной войны и обеспечили победу над фашизмом. Нужна продуманная политика сохранения и возрождения культуры и духовности молодежи, исходя из особенностей исторически сложившихся традиционных ценностей народа: чувства привязанности к родной земле, соборности, уважения к своим предкам, приверженности к обычаям и традициям народа, самоуважения, личной причастности к истории, стремления к процветанию и независимости Родины, служения Отечеству, верности своему долгу, соблюдения моральных норм. Жизнь заставляет вернуться к тому, что проверено временем. Прошедший через ГУЛАГ крупнейший русский мыслитель современности А. Ф. Лосев незадолго до кончины сказал: «Куда дальше движется человечество? А дальше идет то, что противоположно индивидуализму. А именно общественность и коллективизм, то есть социализм». Другой русский мыслитель историк В. О. Ключевский отмечал, что «Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначения человечества». Обращаясь к студентам он говорил: «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, и жалко то поколение, у которого нет никаких. Для осуществления идеалов необходимы энергия действия, энтузиазм убеждения; при осуществлении их неизбежны борьба, жертвы».
      Знание прошлого облегчает выбор пути. Ибо, как говорил В. О. Ключевский, «предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е. изучая предков, узнаем самих себе. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».