Обычная версия
a a a
Картинки
выкл
вкл
Настройки
Настройка шрифта
шрифт:
Интервал:
Выбор цветовой схемы
Черным по белому
Белым по черному
Черным по синему
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Опека и попечительство Благоустройство Газета «Пулковский меридиан»   Московский район  
Интересный разговор





Известные люди в гостях у «Пулковского меридиана» >>> Лев ЛУРЬЕ            


Историк Лев ЛУРЬЕ:
«Мне интересно слушать истории, рассказывать истории, писать истории»


Историю и культуру Петербурга, одну из самых богатых в нашей стране, изучают и исследуют много. Но говорить о ней ярко, понятно и незабываемо умеют немногие. Книги, лекции, передачи и статьи Льва Гурье – вечный предмет для неравнодушия, о них спорят, на них ссылаются, по ним составляют впечатление о городе.

– Лев Яковлевич, в первую очередь хотелось бы поздравить вас как педагога с началом нового учебного года. Помните свой первый школьный звонок?
– Конечно, помню. Он был в 1957 году в 171 школе Петроградского района. В классе было 42 человека, как тогда и полагалось, что происходило, я не помню, но было весело, мне понравилось.

– А какой была школа в то время, чему могла бы у нее поучиться современная школа?
– Средний состав учителей был ровнее, чем сейчас. Мне кажется, что учителя были поответственнее, потому что работа учителя была не то чтобы высокооплачиваемой, во всяком случае она на рынке котировалась. С другой стороны, учителя, как правило, подвергались разнообразным проверкам, внутри системы образования было много замшелых тёток, мало понимающих тонкость своего предмета. Но в целом это было более ровненько.

– Как нужно вести урок, чтобы детям было интересно?
– Ничему учиться у меня нельзя, это абсолютно неправильно. Единственное, что я стараюсь делать во время уроков, это не говорить и не спрашивать, превращать уроки в некие увлекательные лекции, а не в классные уроки.

– Вы и педагог, и краевед, и журналист. Если бы было необходимо выбрать что-то одно, что бы стало приоритетнее?
– Наверно, все-таки историю, потому что мне интересно слушать истории, рассказывать истории, писать истории.

– Говоря об истории, вспомним ваш проект «Дом культуры Льва Лурье». Он позиционируется вами как новое краеведение. Чем новое краеведение отличается от «старого»?
– Старое краеведение – это то, что в этом доме с 1877 по 1878 жил великий русский путешественник Пржевальский, новое краеведение про то, что в этом районе много пьяных. Акцент на существующие образы, а не существовавшие: чего не было того нет. Меня интересует больше цена квадратного метра на Московском проспекте, а не невоплощённые планы по соединению Московского проспекта в Петербурге с Лениградским в Москве. То, что не произошло, не должно занимать много места.

– Петербург – это провинция или столица?
– Петербург – это не столица и не провинция. Это третий по населению город Европы, и ему трудно умещаться в понятие провинциального города. Его можно сравнить в этом отношении с Барселоной в Испании.

– Известно, что вы проводили лекции для сотрудников московский компаний, в которых рассказывали о нашем городе...
– В школе я преподаю русскую историю. А что касается, петербуржцев-москвичей, то естественно, что москвичи, которые приезжают в Петербург, приезжают в новый город, они оставляют многое в Москве, поэтому это занятие должно убедить их в том, что здесь жить также неплохо.

– К тому же, вы преподавали русскую литературу американским подросткам. Что это был за опыт?
– Я преподавал даже в двух колледжах. И я часто езжу туда читать доклады. Надо отметить, что хорошие студенты там очень много работают. Но их уровень гораздо ниже, чем уровень лучших выпускников петербургских школ. Мои школьники в 1 1-м классе знают больше, чем студенты американского колледжа. С другой стороны, работают они лучше. Понятно, что русская история для американцев – это нечто экзотическое, как для нас какой-нибудь персидский язык. И поэтому русская история там ненужный предмет, его выбирают либо те, у кого были предки из России, либо просто любопытные и любознательные студенты. Место русской истории в американской системе образования не очень значительное. А сами американские студенты – приятные, доброжелательные, спортивные, радующие взгляд дети.

– Понятно, что Петербург – это город с историей. Но в то же время Петербург – это ещё и Думская, и Рубинштейна. Если говорить о современном петербуржце, то какой он?
– Вот этим, собственно, и отличается новое краеведение от старого. Думская улица и Рубинштейна сейчас интереснее чем то, где жил Пржевальский. Житель Петербурга меняется довольно медленно. Крот истории роет медленно. Конечно, за последние 20 лет произошли очень важные изменения. Во-первых, появился тайм-аут, то есть люди планируют то, где они будут есть, где они будут кататься на велосипеде, куда они поедут – в Куршевель или в Турцию. Петербург – город бедный, здесь существует большое количество небольших уютных локальных заведений берлинского стиля, это делает Петербург еще более европейским, чем он был. Ещё город становится заметно чище. Это связано не только с работой различных служб, но и с тем, что петербуржцы многократно побывали в Скандинавии, увидели, как можно самому делать город лучше, и переняли опыт.

Муниципальный округ Пулковский меридиан